Поскольку 5 часть является продолжением трилогии, увязана на некоторых фактах и персонажах из нее, то я решила написать о том, как воспринимаю трилогию и продолжение к ней, сравнить образы героев в трилогии, в 4 и 5 частях.
В результате получился такой небольшой разбор всех частей и образов главных персонажей.
Трилогия "Пираты Карибского моря"
Гор Вербински вместе со своей командой создали на основе диснеевского аттракциона действительно качественную и продуманную в мельчайших деталях картину. У каждого персонажа и значимого для сюжета предмета есть предыстория, которую после просмотра фильма хочется узнать, начинаешь изучать связанные с фильмом истории создания, наталкиваешься на статьи о реальных пиратах, исторические факты, которые в фильме интерпретировали по-своему и... вот это как раз таки интересно! Не только то, что происходит на экране, что зритель думает и чувствует во время просмотра, какие вопросы задает сам себе и создателям фильма, своим друзьям и фанатам, но и ТО, как созданная режиссерами и сценаристами вселенная начинает жить после просмотра.
Много было ажиотажа после просмотра первой части "Проклятье Черной Жемчужины" среди фанатов, когда "карибские пираты" впервые привлекли внимание зрителей, даже несмотря на то, что пиратская тематика для многих студий ранее обернулась провалом в прокатах: мало кому из зрителей было это все интересно смотреть.
Первая часть перевернула представление людей о морских приключениях. Приключения пиратов - это не долгие нудные переговоры, предсказуемые морские бои, картонные и довольно невзрачные персонажи, а яркие, детально проработанные сцены, плавно сменяющие друг друга, рассказывающие новую историю, показывающие новые для пиратской тематики типажи героев. Пираты - это не злодеи, а люди, ставшие на преступный путь пиратства из-за обстоятельств, мешавших им жить жизнью обычных граждан. Это запоминающийся саундтрек. Ставшие на слуху фразочки ключевых героев. Это динамика. Затянутый и скучный светский раут, резко сменившийся экшеном, в котором зрителю предстояло разобраться на чей он стороне: пиратов или представителей закона? Действительно ли все пираты отрицательные персонажи?
В общем, лучшие книги о морских приключениях зажили новой жизнью, когда у штурвала встал Гор Вербински и подарил новую жизнь пиратской тематике в индустрии кино. Немалому успеху все фильмы обязаны Джонни Деппу, Джеффри Рашу, Орландо Блуму, Кире Найтли и другим актерам, которые вместе с режиссером создавали фильм, следуя хорошему сценарию и иногда позволяя себе импровизировать.
В 2006 после выхода второй части "Пираты" были на слуху у многих людей, в интернете стало появляться множество фанатов с интересными теориями и идеями о том, что же режиссер и его команда в лице сценаристов Тедда Эллиота, Терри Россио и съемочной группы имели в виду, создав легенду о Дейви Джонсе и втянув персонажей в новое приключение. Шутки были понятны и детям, и взрослым, фанаты находили игру слов, параллели, прослеживали закономерности. Многим была интересна история Джека Воробья, которую так необычно выразил Джонни Депп через внешность и поведение своего персонажа.
Третья часть уже собранной к 2007 году аудиторией была воспринята неоднозначно, хотя она из всей трилогии больше всех остальных пропитана реализмом, интригами, драмами. Смерть многих полюбившихся зрителям героев. Главная героиня Элизабет, оставшаяся дожидаться Уилла Тернера, вынужденного нести бремя проклятья "Летучего Голландца". Джек Воробей слывший удалым пиратом оказался снова без своего корабля. Финал понравился далеко не всем, но сценарий писался на достойном уровне, много фраз заставляли задуматься, чтобы вникнуть в смысл, который в него вложили сценаристы и режиссер.
Сюжеты всех трех частей гармонично взаимоувязаны, дополняют друг друга, вправе называться единой вселенной. Все персонажи от начала и до конца проходят свой путь становления, сталкиваясь с обстоятельствами и врагами из прошлого, соперниками, союзниками-предателями, вдруг вставшими на сторону противников. Персонажи развиваются, меняются, что делает их похожими на живых людей со своими достоинствами и недостатками, а не на мультяшных героев.
При наличии огромного количества фантастических допущений и сверхъестественных сюжетных элементов (персонажей с их способностями, волшебных предметов, выдуманных легенд и др.) фильмы не теряли связь с реальностью. Для персонажей проявление в свете луны проклятья, постигшего команду "Черной Жемчужины", появление Дейви Джонса, кракена были столь же необычными, как и для зрителя. История не воспринималась как мультфильм, в котором возможно ВСЁ и сценаристу не нужно объяснять почему. Моменты в трилогии, которые сложно объяснить, потому что они не продуманы создателями - можно пересчитать по пальцам.
Четвертая часть "На странных берегах", которую снял новый режиссер Роб Маршалл положила начало (ну, или должна была положить) новой истории. От предыдущих фильмов эту часть отличает линейность повествования (герои весь фильм следуют из пункта А в пункт Б, не меняя курса в связи с обстоятельствами или появлением противников, как это было ранее), затянутые диалоги, которые не работают для сюжета, фрагментарность изложения сюжета, когда нарушаются причинно-следственные связи в действиях персонажей (испанцы просто зря потратили таймлайн фильма, т.к. с самого начала было ясно, что их приписали для массовки, они не создавали реальных препятствий на пути у главных героев).
Затемненные сцены, нудные диалоги, скучные интриги - все это вызвало негатив среди поклонников франшизы. Эта часть хороша некоторым сценами, фрагментами, отрывками, которые могли бы получить продолжения в фанфиках, зарисовках и работах фанатов. Вся картина в целом имеет множество недоработок со стороны сценаристов и режиссера. Игра актеров осталась на достойном уровне, на мой взгляд. Сценарий и визуальная, режиссерская составляющая были хуже, чем в трилогии. Это и вызвало критику и разочарование части фанатов. При наличии в фильме красивых сцен, достойных идей с русалками, хорошей задумки с Источником Молодости и талантливых актеров сценаристам почему-то не удалось написать логичную и продуманную историю о следующем приключении Джека Воробья.
Целиком я смотрела фильм всего несколько раз, дальше уже просматривала его частями, сценами, пытаясь их увязать между собой. Пожалуй самое неприятное в истории - это ощущение незавершенности, бессмысленности путешествия. Оно никому из персонажей ничего не дало. Никто своих целей не достиг и ничего не приобрел. Все пришли к очевидному с самого начала для зрителя выводу, что бессмертие никому не нужно, надо жить пока мы живые и наслаждаться свободой. Хотя как все начиналось...
Отзыв на ПКМ5
Пятая часть "Мертвецы не рассказывают сказки" по своей атмосфере сильно напоминает вторую часть. Присутствует множество параллелей со сценами из трилогии. Даже саундтреки и поведение персонажей схожие. Экшн начинается в первых же сценах. Не успел зритель понять, что происходит, как сын Уильяма Тернера топится в море, чтобы увидеть своего отца и сказать ему, что он его спасет, потому что знает легенду о трезубце, который разрушает все проклятья.
Затем мы видим уже взрослого Генри Тернера, который спустя 9 лет после встречи с отцом (почему он ждал так долго, что его останавливало ранее?) отправляется на поиски трезубца. Он попадает служить на корабль и сразу же показывается, как он пытается, словно сумасшедший, рассказывать морякам о проклятьях, бермудском треугольнике и т.д. Через несколько секунд, словно ни с того, ни с сего завязывается драка, героя задерживают. Герой должен был попасть в карцер, таймлайна было мало, поэтому сразу отправили его в карцер за болтливость, несоблюдение субординации и неуважение к военным.
Т.е. пятая часть и история новых персонажей начались сходу, с места в карьер. Первая сцена с Кариной Смит начинается похожим образом: с действия, борьбы, протеста - она сбегает из тюрьмы через несколько секунд после появления на экране.
Начало вышло скомканным для всех героев. Даже Джек Воробей появляется на экране, оказываясь в гуще событий, и буквально через пару минут начинает скакать как мультяшный герой.
В 5 части неплохая динамика, сцены мелькают одна за другой, спецэффекты поражают воображение, некоторые сцены вызывают ностальгию: разговор Генри с Уиллом в прологе под похожий саундтрек из третьей части - "Один день" Ханса Циммера, выход команды Джека в море, встреча Джека и Гектора при появлении Барбоссы на нелепой свадьбе, освобождение "Черной Жемчужины" из бутылки, появление Элизабет и Уилла в конце, отправление Джека в сторону горизонта на борту "Черной Жемчужины" навстречу новым приключениям.
Из понравившихся сцен: команда отворачивается от Джека после неудачного ограбления, казнь Джека и Карины (их перепалки), отплытие на "Умирающей Чайке", Джек угрожает Карине убить Генри, Барбосса в роскоши, флешбеки из прошлого Джека и Салазара (хоть они не вяжутся с каноном и книгой "Цена свободы"), освождение "Черной Жемчужины", финальная битва на морском дне.
В этом фильме гораздо больше ракурсов с кораблями. Ведь это же пиратский фильм о морских приключениях! Хочется видеть корабли в деталях на фоне красивых закатов. Благо здесь нашлось несколько приятных, вызывающих ностальгию по морю сцен с кораблями.
Что касается сюжета, то по своей продуманности он также слаб, как и 4 часть. Та же линейность повествования (из пункта А в пункт Б), поверхностность, бессмысленные, но смешные реплики, простые образы. Фильм не вызывает резких споров и дискуссий о персонажах, их взаимодействии. Критика идет в сторону Джонни Деппа, который упростил образ героя. На самом деле, насколько я поняла по множеству интервью создателей и самого актера - это их общая позиция: зрителю неинтересны душевные переживания, метания, чувства персонажа - ему нужно смеяться над его падениями и радоваться его взлетам! Спецэффекты отвлекают от цели всего путешествия, которое пожалуй еще более бессмысленное, нежели в 4 части. Красиво, ярко, позитивно, масштабно, зрелищно, но без смысла.
Хороший фильм для того, чтобы посмотреть и отдохнуть, не задаваясь лишними вопросами. Но вот если начнешь задумываться, то обнаружится множество несостыковок. Если кому интересно, вот самые главные неувязки:
"37 неудобных вопросов к фильму ПКМ5", статья из интернета
Образы героев
Джек Воробей
С самого начала истории в 1 части он появляется перед зрителем в амплуа разбойника-пирата, хитрого, "себе на уме" интригана, умевшего одновременно плести несколько интриг и держать долгое время других персонажей и самого зрителя в неведении в отношении своих планов. Непредсказуемость, некоторая интеллигентность, благородство, шутливость, основанная на игре слов и слабостей героя. Возникает впечатление, словно герой действительно прячется за маской шута, скрывает свою предысторию о том, как он подался в пираты, возможно считая, что реальное положение вещей развеяло бы множество мифов, которые создают выгодный ему образ в сознании общества.
Его образ отличала глубина, сложность, продуманность. Просчитывая каждый свой шаг, он находил множество вариантов и выбирал самый безумный, но в то же время логичный и интересный. Как он столкнул Норрингтона с Барбоссой, заставив пиратов зря тратить время и силы на бессмысленную борьбу с теми, кто охотился на Воробья. Джек выходил сухим из воды, используя смекалку, интригуя, манипулируя, совершая безумства. Дурачил Барбоссу, Уилла, Беккета, Элизабет, сталкивался с противоречиями, совершал выбор в ситуациях, спасал других героев, философствовал.
В 5 части он не проявляет чудеса гениальности и также предсказуем, как в 4 части. О том, как он относится к каким-то обстоятельствам или героям сложно сказать. Он окончательно вжился в образ шута, за которым сложно разглядеть человека, у которого есть чувства. Вся глубина образа, которую фанаты видели в трилогии улетучилась как будто ее и не было вовсе. Сценарий 4 и 5 частей лишил Джека возможности проявлять свои способности просчитывать ситуации на несколько шагов вперед. Теперь он мыслит линейно, говорит пошло, хотя его непристойные шутки не несут никакой смысловой нагрузки для взрослой аудитории. ("Все пираты такие тупые?" (с) Карина) Такое чувство, что Джек с годами настолько деградировал, что растерял интеллектуальные способности. Теперь все его необычные поступки и геройские замашки - это заслуга спецэффектов и каскадеров, а не сценаристов и актера.
По сценарию видимо не предполагалось, что он будет интриговать героев и зрителя, искать разные ходы, чтобы выбраться из передряги. В общем, от прежнего Джека осталась лишь его бледная копия. Хотя по внешности, кривляниям, в общих чертах - это все тот же Джек Воробей. Исчез подтекст, непредсказуемость, некоторые грани его личности, которые при поверхностном взгляде не заметны. Из тех, кто никогда не считал его глубоким, продуманным образом вплоть до каждой его вещички - никто и не заметит, что что-то кроме деталей во внешности в нем поменялось. Как прыгал, шутил раньше, так и продолжает.
История из его прошлого переворачивает представление фанатов о том,
как все было, потому что в дополнительных материалах о фильме, интервью, книге "Цена свободы" - история о том, как он получил компас и различные элементы своей одежды несколько иная. Он все свои вещички получал в разных приключениях, от разных людей, постепенно. Здесь создатели явно не учли несколько фактов из трилогии и книги, но рядовой зритель вряд ли заметит.
Уилл Тернер
Из неопытного юнца, удалого кузнеца вырос в капитана "Летучего Голландца". Он боролся за справедливость, девушку, свободу отца, пусть и не добиваясь своих текущих целей также умело, как это делал Джек, в конечном итоге за всю свою жизнь он получил то, что хотел в отличие от последнего. Джек шел гораздо дольше, хотя и казался умнее и проворнее.
В 5 части Уилл появляется несколько усталым и постаревшим, что естественно и логично. Он возмужал и больше стал подходить на роль капитана. Он пытался отговорить сына от попытки найти трезубец, не желая подвергать Генри опасности, понимая с чем тому придется столкнуться, через что пройти. И наверняка думал: как бы с сыном не случилось то же самое, что и с ним, самим Уиллом. В общем, в Уилле ничего кроме внешности не поменялось судя по тем сценам, которые показали. Все тот же, только теперь взрослее и выступает в роли отца. Очень похож на своего отца Билла Тернера-Прихлопа.
Элизабет Суонн-Тернер
Девочка, мечтавшая о приключениях, свободе, встрече с пиратами, превратилась в Короля пиратов, благодаря стечению обстоятельств (по задумке сценария). Сначала она становится жертвой команды Барбоссы, проявляет свои способности для того чтобы спасти Уилла и себя. Потом она сама отправляется, чтобы спасти Уилла, облачаясь в костюм пиратки и действуя как пиратка, сталкивается с противоречиями в позиции представителей закона и пиратов. В заключительной части трилогии она направляется, чтобы исправить свою ошибку и вернуть Джека, участвует в противостоянии пиратов и представителей закона. На протяжении истории она осознает, что представляют из себя пираты, в чем заключается их свобода. Она сама становится свободной, участвуя в приключениях. Единственное, что ее тяготит - это необходимость ожидать мужа, которого по несчастливой случайности настигло проклятье.
Вот на этом и завершаются ее приключения, заканчивается ее свобода, потому что в 5 части ей даже не дали ничего сказать. Ее снова облачили в платье, посадили ожидать мужа из мореплавания и воспитывать сына.
Если раньше она была в центре событий и охотно участвовала в приключениях, то после 3 части она по задумке сценаристов вновь вернулась к жизни в Порт-Ройяле. Все закончилось там, где начиналось. ("В чем смысл? (с) Джек, ПКМ4)
Гектор Барбосса
В начале его позиционировали как злодея, который предал и обманул Джека, похитил главную героиню, а затем взял в плен главного героя - Уилла, грозился убить. Далее он становится тем, кто поможет спасти Джека из Тайника Дейви Джонса и в сознании зрителя становится частью команды положительных героев, за кого хочется переживать и болеть. В конце 3 части он управляет кораблем в финальной битве, что смотрится нереально круто, а затем и вовсе уводит корабль из-под носа Воробья.
Сценарии 4 и 5 частей сделали Гектора классическим пиратом, сошедшим со страниц лучших книг на пиратскую тематику. (Ну, ногу можно было оставить!) Наличие обезьянки на плече лишь подтверждает, что с самого начала так было задумано. О Барбоссе из этих фильмов можно узнать много интересных деталей, его образ развивается логично и раскрывается в самом конце. Он достиг своей цели, он жил в роскоши и уже не к чему было стремиться, а потом... вдруг узнал, что у него есть дочь. И она-то как раз, как бы наивно это не звучало (хотя в этом есть что-то странное, преувеличенно романтизированное) оказалась для него еще одним сокровищем.
Это драма с дочерью и его смертью показалась мне несколько надуманной, но в то же время - о Барбоссе в предыдущих частях уже все было сказано. Поэтому было любопытно посмотреть, как он воспримет тот факт, что у него могла родиться дочь. К концу 5 части он становится окончательно положительным героем, потому что жертвует своей жизнью ради других.
Я не ожидала, что его сделают таким благородным в 5 части. И не могу однозначно сказать: нравится это мне или нет. Вроде бы все логично, но чего-то не хватает. Может быть и не стоило приплетать историю о ребенке Гектора, а взять какую-нибудь обычную девушку, которая не имеет никакой связи с главными персонажами франшизы, а просто оказалась у них на пути.
Хоть и жалко Гектора, но его смерть была нелепой, надуманной. Он мог бы просто уплыть в закат в конце фильма.
Его смерть разбила мне сердце. Ну как же так можно поступать с героями, на которых строится вся франшиза?
Карина Смит
Ее позиционируют как начитанную, образованную, умную девушку, но ведет она себя иначе. Если ум Элизабет проявлялся в ее хитрости, она была "себе на уме", действовала неожиданно и скрыто манипулировала, то у Карины ум проявляется по сценарию. Она умна, потому что говорит заумные фразочки, в которых нет смысловой нагрузки на самом деле, а не потому что разумно поступает. Все ее реплики можно свести к "Я достаточно умна, поэтому нарисую эту карту, а вы подождите, пока я буду рисовать. Я много читала". Вот и весь ее образ. Она интереснее Анжелики, но в то же время такая же пустая, хотя красивая, над ней можно посмеяться в сценах, где она пытается что-то доказать пиратам про звезды. Лучшая сцена с ней - это сцена, в которая она видит татуировку Барбоссы и узнает правду.
Генри Тернер
Уилл Тернер 2, но еще более безрассудный. Почему-то посчитал, что Джек Воробей поможет ему спасти отца, хотя именно Джек - тот, кто косвенно виновен в том, что Уилл оказался проклят. И по сути Джека не заботила судьба Тернера, он его воспринимал как соперника. Наверное, Генри никогда не слышал всю историю как она была.
История любви Карины и Генри в чем-то повторяет историю Уилла и Элизабет, но все намного проще. Тут нет треугольника и противоречий. Весь фильм он либо соглашается с ней без вопросов (что с нее возьмешь? она же баба, хоть и умная, да и нравится ему), либо спорит. Не видно ни влюбленности, ни страсти. История любви ни о чем. Но в конце поцелуй и хэппиэнд. Банально и предсказуемо. Ничего нового.
Капитан Салазар
Главный злодей в 5 части, очередной враг из прошлого Джека Воробья. Проклятый моряк, ненавидевший всех пиратов, желавший их всех истребить. Цель такая же, как и у Норрингтона, Беккета (представителей закона).
Мало того, что создатели связали историю получения Джеком компаса с Салазаром, так они еще и освобождение злодеев из треугольника завязали на компасе. Салазар появляется на экране при встрече с Генри Тернером. Откуда-то узнает, что тот ищет Воробья (как предполагается, всего лишь по листовке, которая там была... ну или кто-то за кадром ему подсказал, зритель этого не видит), а потом говорит, чтобы Генри передал Джеку, что мертвецы ищут его. Для того чтобы вырваться из Бермудского треугольника Салазар ничего не делает, он просто как бы в своих мечтах следует за Воробьем, спустя несколько десятилетий он все еще жаждет мести. Может быть это и есть часть его проклятья, как говорил Генри Джеку, что призраки не успокаиваются, пока не достигнут цели - не устранят причину, по которой были обречены скитаться. Вот Джек и оказался такой причиной для них. Салазар вырывается, когда Джек пропивает свой компас. Этот момент становится двигателем сюжета и образ неудачливого Джека, и притянутая за уши предыстория о компасе - это все придумано, чтобы Салазар вырвался из треугольника, не прикладывая к этому никаких усилий.
Как только он добирается до трезубца, то первым делом стремится уничтожить Джека, но как типичному злодею в диснеевском фильме - ему не удается этого сделать. После уничтожения трезубца и разрушения проклятья ему удается зацепиться за якорь "Жемчужины" вместе со всеми остальными героями, бросив при этом всю свою команду. А затем Гектор прыгает, чтобы не дать выжить Салазару (который по сути мог быть и неопасен для них после освобождения от проклятья), и жертвует своей жизнью. Но не потому что Салазар уцепился за Карину и угрожал ей, а просто... вдруг Салазар кого-нибудь из них сбросил? (Какая самоотверженность!) Бедный Гектор.
Из Салазара злодей вышел лучше, чем из Черной Бороды, но в целом общее впечатление от просмотра фильма портит лишь слабый сюжет, а не актеры. Именно из-за сценария герои ведут себя неестественно и порою очень тупо. В нем много штампов и клише, но есть немало шуток и красиво отснятых забавных сцен.
***
5 часть намного интереснее 4 части, если уж на то пошло, но все равно сюжет - это дно. Кроме красивых сцен со спецэффектами и смешных фразочек в диалогах и поведении персонажей больше нечего отметить.
Сюжет примитивный, как в мультике, линейный, без всякого смысла, много повторений с предыдущими частями.
Джек Воробей зажигает весь фильм. Это, конечно, лучше, чем если бы как в 4 части - он шел на поводу у злодея или бывшей возлюбленной, особо не стремясь ни к чему, но в сравнении с его образом в трилогии - образ Джека из 5 части явно проигрывает.
Фильм посмотреть было интересно, можно пересматривать, не пытаясь увязать с предыдущими фильмами и дополнительными материалами.